Подпишитесь на еженедельную рассылку
Эл. почта



Какими качествами должен обладать успешный айтишник в 2020 году

13 декабря 2019

Безусловно, чтобы достичь успеха в IT-сфере, необходимо иметь хорошею техническую базу. Тем не менее, чтобы стать по-настоящему успешным, ему необходимы и другие качества, о которых нам рассказал Юрий Мейталов, доктор инженерных наук (Dr.sc.ing.), проработавший 10 лет в IT, руководитель IT-отдела британской финтех-платформы Bilderlings.

Юрий МейталовЯ отвечаю за команду IT-отдела, поэтому мне приходится проводить интервью и принимать решения. Люди приходят очень разные, с различным бэкграундом и своим подходом, и сделать выбор порой бывает непросто. Вот несколько моментов, которые важны для меня при подборе команды.

1. Умение и желание учиться

Я смотрю на то, как человек реально развивается — и в технологическом плане, и в личном. Обычно это понятно уже на собеседовании. Я не спрашиваю, “знаешь ли ты такую-то технологию”. Я интересуюсь, какой в целом у человека подход к решению задач. И смотрю на то, как он получает новую информацию.

Например, я спрашиваю: какая была последняя проблема, с которой приходилось сталкиваться, и что для ее решения человек предпринимал. Обычно если сталкиваешься с чем-то новым (а “проблема” в этом деле и есть что-то новое, незнакомое), то надо искать информацию. Как правило, все начинают с гугла, а дальше уже видно, насколько человек поверхностно или глубоко подходит к вопросу. Многие, например, находят решение, копируют его в свой код, запускают — и все, они забывают об этом, не вникая, как это работает и почему.

Еще часто прошу оценить себя как профессионала по шкале от 1 до 10. И смотрю, насколько человек самокритичен, насколько он считает себя звездой или всезнайкой. Потом идут уточняющие вопросы: что еще хотелось бы изучить, может, чего-то не хватает. И смотрю, насколько человек понимает и адекватно оценивает свой багаж знаний. Тут нет правильного-неправильного ответа в смысле оценки, тут вопрос в том, как человек эту оценку обосновывает. Разработчик может “на 10” знать одну технологию, а завтра ему надо будет применить другую, которую он не знает вообще. И надо оценивать общий объем знаний, а не одну конкретную технологию. Конечно, если человек говорит “10, потому что я знаю все”, это снижает его оценку в моих глазах. Если он говорит: “5, потому что я знаю только это направление, а мне еще надо фронтенд, DevOps и тд.”, — то это показывает, что он понимает, где находится, и в каком направление он стремится развиваться. Человек должен смотреть вширь и вглубь, оценивая себя.

2. Системный подход

Есть люди, которые пытаются решить локальный вопрос, не видя (или не желая видеть) общей картины. Они не думают, как это повлияет на другие части системы. А нужно, чтобы человек умел смотреть на проблему не только со своей стороны. Это касается всех: и разработчиков, и тестировщиков.

Бывает, что разработчик что-то сделал и тестировщик что-то проверил. Они проверяли один путь, а все остальное может не работать. Или разработчик потратил много времени на все решение, а тестировщик проверил только одну часть, и опять нестыковка. Или разработчик сделал что-то одно, а тестировщик тестирует очень много и находит много ошибок в других частях системы — за счет этого возникает много переработок и возвратов. Хорошо, когда все видят целостную картину и учитывают другие звенья цепи. И это, как правило, вопрос системного подхода: он либо есть у человека, либо нет.

3. Аналитический склад ума

Этот момент очень связан с предыдущим. Здесь речь о том, видит ли человека на несколько шагов вперед и понимает причинно-следственные связи. Надо не только уметь сделать локальное решение, но и понимать, что к этой ситуации привело и что данное решение может за собой повлечь.

4. Ответственность и готовность принимать решение

Сотрудник IT-отдела должен уметь принимать свои решения и нести за них ответственность. При этом надо также уметь обсуждать с командой и принимать командные решения.

Это все заметно на первом же собеседовании. Человек рассказывает, как он привык работать и как происходят принятие решений. И в разговоре вырисовывается портрет: насколько он вообще интересуется происходящим и готов ли инициировать что-то новое, предлагать свои решения.

5. Инициативность

Бывает, что человек видит проблему, но не пытается ее решить или, что хуже, даже не озвучивает ее. Здесь, правда, вопрос и к работодателю — может, человек много раз проявлял инициативу, а ее игнорировали. На интервью я стараюсь понять, насколько человек инициативен и бывал ли он инициативен ранее: живет ли в нем этот дух. Может, дух инициативы был — и он был погашен плохим менеджментом предыдущих работодателей.

6. Разнообразный опыт проектов, подходов и технологий

Я видел людей, которые десять лет работали в одной компании на одних и тех же технологиях, и не росли. Они так засиделись в чем-то одном, что уже ничем не интересуются. Есть и другая крайность — попробовал что-то три месяца, переключился, потом опять взялся за что-то новое… Получается очень богатый опыт, но поверхностные знания.

Здесь речь не о количестве работодателей, а о проектах, которые человек делает в компании. Должен быть баланс и разнообразие проектов по уровню сложности, подходов, технологиям и тд, чтобы все время можно было учиться чему-то новому.

Если компания хорошая, и там есть возможность смены проектов, и если, скажем, проект длится год, то три проекта — то есть три года — это нормальный стаж. Если у человека скачки меньше года между компаниями, я считаю, это не очень хороший знак. Но когда айтишник по десять лет в одной компании работает, это нехорошо. Бывает, конечно, что в рамках одной компании очень много разных проектов, и человек растет в технологическом плане, не меняя работодателя. Но тогда у него нет опыта работы с разными командами, и это тоже минус: человек должен уметь перестраиваться и в этом плане. Однозначного рецепта нет, важна причина смены проектов.

Что касается отсутствия опыта, то это вопрос условий компании-нанимателя. Если талантливый человек, надо давать возможность учиться и расти. Но тогда нужен ментор внутри компании, а не каждая организация может себе такое позволить. Зачастую все завалены текущей работой, которую нужно сразу брать и делать — и нет времени обучать.

7. Фокус программирования: Full Stack разработка

Профиль специалистов зависит от задач компании. Для некоторых проектов нужны люди, которые специализируются на Full Stack. А в некоторых проектах нужен очень красивый дизайн, и тогда лучше брать отдельных фронтенд-девелоперов и бэкенд-девелоперов как два разных направления работы.

Однако в любом случае я бы отдал предпочтение тому сотруднику, который ориентируется на Full Stack — это обеспечивает кругозор, системный подход и понимание процессов целиком. Если человек переходит только на одну технологию и не хочет ничего другого даже в личных проектах, то это не очень хорошо. Это показывает его незаинтересованность в саморазвитии, он не всегда сможет подхватить что-то новое и начать учиться.

8. DevOps

Все знания, связанные с инфраструктурой, сегодня очень востребованы. Есть компании, где жесткое разделение: вот системные администраторы, которые отвечают за железо, вот разработчики, а вот тестировщики. И чтобы все это объединить, синхронизировать и запустить, требуется много времени.

А подход DevOps — это когда разработчики как разрабатывают, так и запускают в продукционную среду. Подходы разные, везде есть свои плюсы и минусы, нужно пробовать миксовать и выделять людей, которые работают в команде — все зависит от целей. Но для меня важно, чтобы человек понимал, как это вообще работает: как сделать установку своей системы, что для этого нужно отконфигурировать. Даже если нет опыта.

9. Облачные решения

Сегодня многие переходят на cloud-решения от разных поставщиков — Amazon, Google, Microsoft и т.д.. Поставщики забирают часть инфраструктуры на себя. Понимание того, как это работает, часто может пригодиться. Если разработчик может сам это установить и настроить все из кода, это большой плюс.

10. Инфраструктура

Важно, чтобы человек понимал инфраструктуру: будь то облачные решения, будь то “железо”: как это работает, как настраивается и почему лучше использовать так, а не этак.

11. Образование

Да, сегодня можно получить знания в IT, не посещая университет. Однако высшее образование — это все-таки большой багаж знаний, который рано или поздно складывается в одну картинку, и за счет этого выпускники ВУЗов выигрывают у тех, кто просто прошел буткамп. Да, те люди, кто приходит из других профессий, они более замотивированы и готовы много работать, чтобы поскорее освоиться. Однако университетская закалка очень важна, даже если сам уровень знаний в ВУЗе неидеален: выпускникам университетов проще переключиться на Full Stack, проще влиться в инфраструктуру. Буткамп и курсы дают быстрый старт, но в очень ограниченном поле.

12. Понимание сферы бизнеса

Многие что-то делают, исходя из задач, которые им делегируют, но зачем это нужно в итоге — им неинтересно. Что за клиент, как клиент этим пользуется, они этого не знают. Но тут важен также подход компании: она должна предоставлять эти знания сотрудникам. Тем не менее, интерес к этому должен быть у человека уже на старте.

13. Фишки, которые особенно нужны айтишникам в 2020 году

В целом надо следить за технологиями. Если ты работаешь в Java, следи за новинками в мире Java. Если работаешь с C#, ищи новинки в C# и всей .NET платформы в целом, и так далее. Где получать информацию — на это у каждого свой подход. Я агрегирую на фейсбуке подписки на ресурсы. Из основных могу отметить:
Habr
Reddit
Medium — причем можно не только читать, но и писать, получая обратную связь.
Stack Overflow — один из популярнейших ресурсов для разработчиков, где ты можешь задать вопрос и получить ответы прямо с кусками кода.

Комментарии

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

наверх