Сводная таблица графических чипов для ноутбуков

27 сентября 2004


Долгое время с момента своего появления ноутбуки значительно уступали по производительности персональным компьютерам. Однако по мере развития они все больше приближаются по характеристикам к обычным ПК, и на настоящий момент их возможности почти сравнялись (без учета соотношения "цена/качество").

Сейчас мощности абсолютно любого современного ноутбука (не говоря уже о мультмедийных hi-end моделях и моделях класса "замена десктопа") достаточно для выполнения офисных задач, просмотра фильмов и несложной работы с графикой.

Один из важнейших элементов любого компьютера - его видеосистема, поэтому актуальной является задача классификации и сравнения видеоадаптеров для ноутбуков. Среди существующего многообразия видеочипов на основе их характеристик можно выделить три основных класса: интегрированные, дискретные и профессиональные. В настоящее время графические адаптеры для ноутбуков выпускают несколько компаний - ATI, NVIDIA, INTEL, SIS и др.

Интегрированные видеоадаптеры самые недорогие. Их отличительная особенность заключается в использовании при работе оперативной памяти ноутбука (часто встречается термин shared memory). Такое видео многие производители ноутбуков устанавливают в бюджетные модели, в ноутбуки класса "рабочая лошадка", а также в ультрапортативные ноутбуки.
Ноутбуки с интегрированной графикой обладают достаточной производительностью для работы с офисными приложениями.

В дискретных системах видеоадаптеры оснащены собственной памятью, что позволяет в целом разгрузить систему и увеличить скорость обработки видеоданных. Модели с такой графикой по производительности вплотную приближаются к самым современным настольным компьютерам и могут решать практически любые задачи.

Профессиональные видеочипы представляют собой усовершенствованный вариант дискретных систем. Они поставляются только с собственной видеопамятью.

Видеопроцессоры обладают широким набором технических характеристик:

  • Частота ядра (MHz)
  • Частота памяти (MHz)
  • Кол-во пиксельных конвейеров
  • Кол-во текстурных модулей у конвейеров
  • Шина и тип памяти
  • Пиксельные шейдеры
  • Вершинные шейдеры
  • Максимальный режим работы AGP
  • Поддерживаемая версия DirectX
  • Уровень анизотропной фильтрации
  • ...

    Эти параметры зависят от поколения процессора, его класса (интегрированный, дискретный, профессиональный), а также от маркетингового позиционирования на рынке (low-end, mainstream, hi-end) и т.д.

    Для нашей сводной таблицы мы оставили три основных параметра, которые в общих чертах помогут вам сориентироваться при выборе ноутбука и в определенной степени характеризуют поколение чипа.

    I. Объем памяти - может меняться от 8-16Мб в старых моделях, разработанных несколько лет назад, до 128-256Мб в современных ноутбуках. Следует обращать особенное внимание на то, является ли память собственным ресурсом или забирается из системной оперативной памяти. Последнее характерно для класса интегрированных чипов.

    II.Версия AGP (Accelerated Graphic Port) - шина AGP позволяет напрямую направлять поток данных от процессора и основной оперативной памяти компьютера к видеокарте, минуя шину PCI. Таким образом, видеоадаптер может использовать основную память компьютера для своих нужд, что значительно ускоряет работу приложений, работающих с трехмерной графикой.
    Существуют различные версии AGP, основным различием между ними является скорость работы шины:
  • AGP 2х - пропускная способность до 500 МБайт/с (практически уже не используется),
  • AGP 4х - пропускная способность до 1,1Гб/с,
  • AGP 8х - пропускная способность до 2,1Гб/с.

    III.Версия DirectX - ряд специальных библиотек от компании Microsoft, которые предоставляют программисту набор низкоуровневых функций для работы с графикой, звуком и другими аппаратными средствами создания мультимедийных приложений.
    Для работы некоторых приложений или игр в качестве минимальных требований необходимы определенные версии DirectX, поэтому важно, какую версию DirectX способен поддерживать видеоадаптер.

    Главное, для чего нужен DirectX:
  • DirectX позволяет разработчику не думать об аппаратных особенностях того или иного устройства (например, видеокарты), о его драйверах, предоставляя программисту аппаратно-независимые функции для работы различными аппаратными средствами.
  • Написанное приложение может использовать все возможности аппаратного ускорения, а если нужные возможности не поддерживаются, то они эмулируются DirectX программным образом (но далеко не всегда).
  • DirectX обеспечивает для разработчика полный спектр интерфейсов необходимых для разработки приложений - начиная от двухмерной и трехмерной графики, звуковых эффектов, музыки и заканчивая сетевыми возможностями и устройствами ввода.

    DirectX состоит из нескольких компонентов: DirectDraw, Direct3D, DirectSound, DirectPlay, DirectInput, Direct3D, DirectMusic, DirectSetup и т.д. На текущий момент самым распространенным является версия DirectX 8.1, последней - DirectX 9.






    Сводная таблица по мобильным графическим процессорам


    Дата выпуска
    Интегрир. Дискретное Професс. Дискретное Професс. Интегрир. Интегрир.
    2001 август   Mobility Radeon 7500
    Память: 16-32Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 7
             
    2001 сентябрь             SiS M650
    Память: 32-64Mb из операт. памяти
    AGP: 4x
    DirectX: 7
    Ядро Real256 Graphics
    2001 ноябрь     Mobility FireGL 7800
    Память: 64Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 7
           
    2001 декабрь   Mobility Radeon
    Память: 8-16Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 7
             
    2002 январь             SiS 651
    Память: 32-64Mb из операт. памяти
    AGP: 4x
    DirectX: 7
    Ядро Real256 Graphics
    2002 март Radeon 320M IGP (AMD Athlon 4/Mobile Duron)
    Память: 16-64Mb из опер. памяти
    AGP:4x
    DirectX: 6

    Radeon 330M IGP (P4m FSB 400)
    Память: 16-64Mb из опер. памяти
    AGP:4x
    DirectX: 6

    Radeon 340M IGP (P4m FSB 533)
    Память: 16-64Mb из опер. памяти
    AGP:4x
    DirectX: 6
               
    2002 май           Intel Extreme Graphics
    Память: до 64Mb из операт. памяти
    AGP: 4x
    DirectX: 8
     
    2002 апрель         Quadro4 500 Go GL
    Память: 64Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 8
       
    2002 июнь       GeForce4 410 Go
    GeForce4 420 Go
    GeForce4 440 Go

    Память: 16-32-64Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 7
         
    2002 август   Mobility Radeon 9000
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 8.1
             
    2002 сентябрь     Mobility FireGL 9000
    Память: 32-64Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1
           
    2002 октябрь       GeForce4 460 Go
    Память: 64Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 7
         
    2002 ноябрь       GeForce4 4200 Go
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1
         
    Дата выпуска
    Интегрир. Дискретное Професс. Дискретное Професс. Интегрир. Интегрир.
    2003 февраль         Quadro4 700Go
    Память: 64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
       
    2003 март Mobility Radeon 7000 IGP
    Память: 16-128Mb из опер. памяти
    AGP: 4x
    DirectX: 7
    Mobility Radeon 9200
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1

    Mobility Radeon 9600
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9

    Mobility Radeon 9600 Pro
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
      GeForce FX Go 5100
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9

    GeForce FX Go 5200
    Память: 32-64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9

    GeForce FX Go 5600
    Память: 64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
         
    2003 май           Intel Extreme Graphics 2
    Память: до 64Mb из опер. памяти
    AGP: 4x
    DirectX: 8
     
    2003 июнь Mobility Radeon 9000 IGP
    Память: 16-128Mb из опер. памяти
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1

    Mobility Radeon 9100 IGP
    Память: 16-128Mb из опер. памяти
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1
               
    2003 июль             SiS 661FX
    Память: 32-64Mb из опер. памяти
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1
    Ядро Mirage
    2003 сентябрь       GeForce FX Go 5650
    Память: 64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
        SiS 661MX
    Память: 32-64Mb из опер. памяти
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1
    Ядро Mirage
    2003 ноябрь     Mobility FireGL T2
    Память: 128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
    GeForce FX Go 5700
    Память: 64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
         
    2003 декабрь             SiS M741
    Память: 32-64Mb из опер. памяти
    AGP: 8x
    DirectX: 8.1
    Ядро Mirage
    2004 февраль   Mobility Radeon 9700
    Память: 64-128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
        Quadro FX Go 1000
    Память: 128Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
       
    2004 июнь   Mobility Radeon X600
    Память: 64-128Mb
    AGP: 4x
    DirectX: 9
    Шина: PCI Express
             
    2004 июль   Mobility Radeon 9800
    Память: 64-256Mb
    AGP: 8x
    DirectX: 9
             





    ATI Technologies Inc. - канадская компания, была образована в 1985 году, является одним из мировых лидеров в разработке и производстве графических решений для всех видов и платформ настольных и портативных ПК и Мас, рабочих станций, компьютерных и игровых приставок и портативных устройств.
    NVIDIA - тайваньская корпорация была учреждена в январе 1993 года. Она занимается разработкой и производством графических процессоров и коммуникационных устройств, процессоров и чипсетов.
    Intel - была основана в 1968 г. как разработчик полупроводниковых компонентов памяти. Сейчас Intel - это мировой лидер в разработке и производстве процессоров для ПК, серверов и ноутбуков. Корпорация создает и развивает новейшие технологии в микроэлектронике и занимается разработкой и производством огромного количества продукции, в том числе и графических решений.
    Silicon Integrated Systems Corp. (SiS) была основана в 1987 году на Тайване. Компания занимается разработкой и производством различных микросхем, системной логики, компьютерных чипсетов.


    Подготовлено совместно с департаментом
    маркетинговых исследований Research.TechArt

    маркетинговой группы "Текарт"
  • 27 сентября 2004