Конкурен-ция тайваньских производителей ноутбуков провоцирует снижение доходов

4 февраля 2005

В декабре 2004 года стало известно, что компания Compal Electronics потеряла заказ от НР, когда Quanta Computer урезала цену на ее продукцию. Quanta планировала принять боле низкую среднюю цену для того, чтобы сохранить текущий уровень поставок, который должен был достичь 2.5 – 3.0 миллионов ноутбуков. Это было сделано для реализации поставленной цели – достичь уровня поставок в 14-15 миллионов ноутбуков в 2005 году. Что же касается компании Compal, ее цель достичь уровня продаж в 9-10 миллионов ноутбуков к 2005 году кажется все менее осуществимой. Этот случай наглядно иллюстрирует конкурентный характер тайваньской индустрии по контрактному производству ноутбуков, в которой стремительный рост идет рука об руку с понижением цен, поскольку компании готовы принести доходы в жертву уровню продаж.

В условиях быстрого темпа роста индустрии такие жертвы могут показаться странными, однако данная тенденция будет сильна до тех пор, пока между компаниями существует конкуренция. 20%-ный рост, который наблюдался в течение нескольких последних лет, также продолжится, причем, по оценкам тайваньского исследовательского рынка (MIC), в 2005 году общий доход тайваньских компаний будет равен 21%.

Отношение ноутбуков, производимых тайваньскими компаниями к общему количеству ноутбуков увеличилось с 65% в 2003 году до 70% . Более того, по оценкам исследовательского центра тайваньского рынка, в 2005 году это отношение увеличится до 73%. В течение последних двух лет общее количество продаж ноутбуков от тайваньских производителей ежегодно вырастало на 32% в год. Ожидается, что в 2005 году количество продаж вырастет на 21%. Уровень мировых продаж ноутбуков также растет. По прогнозам MIC, в этом году он достигнет 19% и составит 54.9 миллионов ноутбуков.

Тайваньские производители смогли укрепить свою доминирующую позицию на мировом рынке, используя стратегию снижения цен. Большинство тайваньских производителей довольно агрессивно расширили свое производство, особенно на заводах в Китае. Кроме того, за исключением Acer и Asustek Computer, тайваньские производители сосредотачивают свой бизнес на производстве оптических приводов для других компаний.

Что же касается объемов производства, два ведущих тайваньских производителя Quanta Compal, производят даже больше ноутбуков (22-25 миллионов в 2005 году), чем ведущие мировые бренды, Dell и Hewlett-Packard (22-24 миллиона).

По данным источников, компания Foxconn, которая недавно появилась на рынке, начала продажи ноутбуков компании Sony в 2004 году. Вероятно, в 2005 году компания будет производить ноутбуки и для других вендоров, включая Acer и Lenovo/IBM. Исследование DigiTimes оценило, что хотя Foxconn только что вступила на рынок ноутбуков, уровень ее продаж равен уже 3% от общего количества продаж тайваньских производителей в первом квартале 2004 года. Ожидается, что в 2005 году компания Foxconn будет продавать от 4 до 5 миллионов ноутбуков, при том что около 17% общих доходов компании будут приходиться на производство ноутбуков.

Появление Foxconn должно благоприятно сказаться на всей индустрии, где рост доходов практически сведен к нулю. С 2000 года средние цены на ноутбуки от тайваньских производителей упали с US$1,066 до US$650. Уровень доходов также постоянно падал, особенно в течение последних двух лет. В первой четверти 2003 года только два производителя ноутбуков имели доход ниже 6%. К 2004 году лишь у трех производителей доход превысил 6%. В третьем квартале прошлого года доходы только двух компаний, Compal и Asustek, превышали 2%, причем значительная доля их доходов приходилась на сектора, не связанные с ноутбуками.

Хотя MIC не предсказывает сильного падения средней цены в 2005 году, все свидетельствует об обратном. Тайваньские производители продолжают свою агрессивную политику расширения в Китае, где Quanta, Asustek, Inventec и First International Computer (FIC) планируют открыть свои фабрики в 2005 году. Кроме того, им предстоит конкурировать с Foxconn, чтобы получить контракты на производство ноутбуков.

4 февраля 2005