Подпишитесь на еженедельную рассылку
Эл. почта



Криптовалюты сдулись, блокчейн остался: какие технологии из хайповых стали реальными

19 ноября 2018

«Город IT»

Буквально вчера мы переживали из-за падения курса биткоина, молились на блокчейн и боялись, что искусственный интеллект может оказаться слишком умным. Сегодня взгляд на технологии IT-отрасли пережил период подростковой впечатлительности и перешел к зрелому скептицизму. Романтика «цифрового будущего» сменилась рационализмом «цифрового настоящего».

Какие технологии окончательно и бесповоротно вошли в нашу жизнь уже сегодня, увидим ли мы при жизни восстание машин, какие продукты выведут Россию в лидеры мирового IT-рынка — видением трендов и прогнозами цифрового настоящего поделились эксперты конференции «Город IT».

Вымирающие профессии: кто пойдет переучиваться первым

Комментирует Роман Римша (Литва), co-founder компании Cortlex, маркетолог и консультант по продажам IT на Запад:

«О развитии цифрового будущего и настоящего нужно говорить не в контексте технологий, а в социальном контексте. Нужно говорить о том, в какой сфере мы в ближайшее время заменим людей. Совершенно точно скоро не станет продавцов, водителей и прочих профессий, которые теоретически можно автоматизировать уже сегодня. Ищите будущее там, где вы сможете заменить автоматизацией большое количество однотипной механической работы, это уже происходит на больших производствах.

Водителями такси, автобусов и большегрузов сейчас работают в России миллионы, и самым сложным в этой ситуации будет не технологическое решение, а адаптация людей. С точки зрения технологий вопросы проще: что можно изменить сейчас и какие для этого сейчас есть инструменты? В зависимости от страны и проникновения технологий социальные изменения могут занять разное количество времени. Лет через пятнадцать в России на кассах в «Ашане» людей станет меньше раза в два. Все инструменты для этого уже есть: терминал, сенсоры и датчики, платежные системы.

Готовность людей к автоматизации и интернету вещей разная, но психологически тяжело будет всем. В странах, где проникновение интернета глубже, люди подготовлены лучше. Все будет зависеть от того, что нам будут говорить из телевизоров, это все работа пиарщиков технологий.

Начнется автоматизация с маленьких высокотехнологичных городов типа Менло-Парка в Калифорнии, где есть развитая инфраструктура, принятие этой истории, потому что большая часть населения связана с IT, высокий уровень жизни, который позволяет внедрять, тестировать и ошибаться. Однако маленький город для тестирования в США — это не то же самое, что маленький город для тестирования в России. В Томск эти вещи придут позже, но хорошая новость в том, что продукты, которые придут к нам, будут более совершенными, чем то, что тестируется в США».

«Город IT»

Блокчейн пришел. Точка

Комментирует сооснователь образовательного центра EmerSchool блокчейн-платформы EMERCOIN (Санкт-Петербург) Михаил Воеводский:

«То, что говорили о блокчейне в последнее время, — пузырь, хайп — относится, скорее, к криптовалютам, чем непосредственно к технологии блокчейна. Технология пришла, и она уже не уйдет, продукты на этой технологии внедряются в нашу жизнь, и их будет становиться все больше, они будут приносить пользу людям. Один из таких проектов — trust-дипломы, подтверждение документов об образовании. Один грузинский университет уже внедряет эту технологию, первый поток из 200 студентов записан в базе данных на блокчейне. Количество таких проектов будет расти.

Смарт-контракты, о которых много говорят, — также частный случай использования блокчейна. По сути, блокчейн — это распределенное хранилище данных, и одно из основных преимуществ этой децентрализации в том, что можно совершенно спокойно проверять, какие данные находятся в блоках, и одновременно их невозможно подменить. Это идеальная концепция. Но при этом вопрос достоверности вводимых данных пока не решен, здесь все будет зависеть от человека, потому что, каким бы прозрачным ни был реестр, вводит данные человек.

Эта технология пришла, и точка. Далеко не все люди разделяют понятия «криптовалюта» и «блокчейн», поэтому настроены скептически. Сейчас проекты практического использования блокчейна в зачаточном состоянии, но дальше это будут исключительно простые для пользователя продукты: мобильные приложения, сайты».

Искусственный интеллект — друг человека (пока не очень умный)

Комментирует один из организаторов конференции «Город IT», директор компании SibEDGE Александр Калинин:

«Если бы бизнесмены знали, какие конкретно технологии выстрелят завтра, и на каких будет строиться индустрия, то, наверное, мы были бы очень счастливыми и богатыми людьми, а предпринимательство — очень простой работой. Но все устроено немного иначе: мы пытаемся угадать. Каждая технология имеет классический жизненный цикл: сначала резкий всплеск, нарастание, хайп, затем все утихает, укладывается на плато применения.

Сейчас есть технологии, которые уже приземляются, те же самые большие данные. Понятно, что большие данные — будущее, потому что сейчас весь мир обвешали датчиками, и все они производят какие-то цифровые данные, с ними нужно уметь работать, управлять. Это рабочий инструмент, и он будет совершенствоваться. В 2007 году я в ТГУ делал лабораторные работы по машинному обучению, но тогда оно было никому не нужно, никто не понимал, что это такое и как его использовать. Сейчас, спустя десять лет, в машинном обучении видят и будущее, и настоящее.

Машинное обучение — это попытка автоматизировать операции, выполняемые человеком. Здесь есть два пути: роботизация и искусственный интеллект. Роботизация — это замена механического труда, исполнения, а искусственный интеллект — это попытка заменить человека в части принятия решений. Обучение ИИ строится на больших данных, получается цепочка: растет количество данных в мире, это дает возможность обучать ИИ более качественно, соответственно, растут вычислительные мощности. За горизонтом — квантовые компьютеры, которые дадут очередной виток развитию ИИ. И завтра мы однозначно окажемся в мире, где часть решений принимает машина. Безусловно, мы не сможем передать им социально значимые полномочия, связанные с жизнью и смертью: в авиации, медицине, на атомных электростанциях.

Я не верю, что случится восстание машин. Человек далек от того, чтобы создать искусственный интеллект сильнее собственного по характеристикам, благодаря которым мы способны менять мир. Пока что это всего лишь алгоритмы. Они кажутся очень умными, умеют говорить, играть в шахматы, но все же это помощники человека».

«Город IT»

В ожидании отечественного железа

Комментирует президент компании InfoWatch Наталья Касперская:

«Я работаю в сфере информационной безопасности, которая находится немного в оппозиции IT: мы ждем, какую новую проблему нам принесут технологии. Все современные технологии сейчас подключены к удаленному управлению: любое решение, которое мы внедряем, принадлежит не нам, а разработчику. На сегодняшний день ключевая задача — создавать опережающими темпами собственные продукты и постепенно выходить из капкана зависимости от импортных технологий, а мы в этом капкане очень глубоко, особенно по железу. У нас есть свои разработки по маршрутизаторам и компьютерам, но массового производства нет. Восстановление этой области — это восстановление целой экосистемы. Нужны институты, которые будут учить специалистов в сфере микроэлектроники, компании-работодатели, лаборатории, потребители, которые хотят отечественный аппарат. На это уйдут годы, и нам предстоит много над этим работать.

Информационная безопасность — очень перспективная тема: чем больше технологий, тем больше проблем и потребности в защите информации. Направления здесь два. Первое — интеграция с отечественными решениями, создание комплексных пакетов для внутренних заказчиков. Импортозамещение идет сложно, не все заказчики понимают отдельные продукты, лучше продавать их пакетом: операционная система, прикладной софт, информационная безопасность. Сейчас у нас есть четыре таких пакета, работа в этом направлении продолжается.

Что касается экспорта, здесь есть хорошие перспективы, потому что потребность в альтернативных решениях по информационной безопасности в мире растет, на этом рынке играют англо-саксонские компании и Израиль. Получается, что альтернативы может предложить только Россия, поэтому интерес к нашим разработкам растет в Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке. Любые инновационные решения, способные решать проблемы, очень востребованы. Я думаю, место для томских компаний в этой нише тоже найдется».

Киберспорт — больше не игрушка

Комментирует эксперт Center for Computational and Data-Intensive Science and Engineering в Сколтехе Андрей Сомов:

«Искусственный интеллект — это хайповая тема сейчас, но у нас в стране есть специалисты, которые могут обеспечить эту точку роста, в том числе в Сколтехе мы занимаемся рядом индустриальных и исследовательских проектов. Одним из актуальных направлений сейчас считается встраивание машинного обучения в мобильные телефоны, чтобы создать распределенные маленькие умные системы, которые могут решать глобальные задачи. На сегодня отсутствует универсальный искусственный интеллект, который может решить любую задачу, но все его боятся. А маленькие системы могут постепенно дискретно решить большую проблему.

Что касается интернета вещей, здесь все сводится к данным. Это сеть датчиков и сервисов, которые взаимодействуют друг с другом, и внутри этой сети есть свои когнитивные способности, которые позволяют ей обучаться и понимать контекст. На данном этапе мы на радиолюбительском уровне, потихоньку с развитием ИИ мы пытаемся сделать когнитивный интернет вещей.

В Сколтехе мы нашли для себя перспективную нишу — киберспорт. Можно махнуть рукой, ведь это развлечение для подростков, но в этой сфере строится целый новый бизнес, развивается научно-технологическая часть. Все технологии, которые разрабатываются рядом с киберспортом и для киберспорта, могут использоваться в смежных областях и даже в проектах для нефтегазовых компаний, в медицине, такси».

Текст: Алена Алькова

Комментарии

Пока нет ни одного сообщения

Добавление сообщения

наверх